Конечно, давайте разберёмся с вопросом об этих глаголах в немецком языке.
Приведённые вами слова представляют собой причастия II (Partizip II), которые используются, в основном, для образования времён Perfekt, Plusquamperfekt и Futur II, а также в пассивных конструкциях. Однако для полного понимания их формы и значения важно рассмотреть их исходные формы, правила образования Partizip II и особенности их использования.
1. Неопределённая форма (Infinitiv)
Прежде всего, чтобы определить неопределённую форму каждого из глаголов, нужно рассмотреть их корень. Вот соответствие ваших глаголов с их инфинитивами:
- gemacht → machen (делать)
- gebastelt → basteln (мастерить, делать что-то своими руками)
- gereist → reisen (путешествовать)
- gezahlt → zahlen (платить)
- bewundert → bewundern (восхищаться)
- komponiert → komponieren (сочинять музыку)
- erlebt → erleben (переживать, испытывать)
- musiziert → musizieren (заниматься музыкой, музицировать)
- erzählt → erzählen (рассказывать)
- gepflückt → pflücken (собирать, рвать, срывать — например, цветы или плоды)
2. Образование Partizip II
Причастие II в немецком языке образуется по определённым правилам, которые зависят от того, является ли глагол слабым, сильным или смешанным. Приведённые глаголы — в основном слабые, но среди них есть и с особенностями. Рассмотрим основные правила:
А. Слабые глаголы (Regelmäßige Verben)
Для слабых глаголов Partizip II образуется путём добавления префикса ge- к основе глагола и окончания -t или -et. Например:
- machen → gemacht
- basteln → gebastelt (окончание -et используется, так как основа заканчивается на согласный + l, что требует облегчения произношения)
Б. Глаголы с неотделяемыми приставками
Если у глагола есть неотделяемая приставка (например, be-, er-, ver-, ge- и др.), префикс ge- не добавляется. Например:
- bewundern → bewundert
- erleben → erlebt
В. Глаголы с суффиксом -ieren
Глаголы, оканчивающиеся на -ieren, также не получают префикс ge-, а причастие II образуется добавлением только окончания -t. Например:
- komponieren → komponiert
- musizieren → musiziert
Г. Сильные глаголы (Unregelmäßige Verben)
Они изменяют корневую гласную и получают окончание -en. Среди приведённых примеров сильных глаголов нет, но, например, глагол sehen (видеть) будет иметь форму gesehen.
Д. Смешанные глаголы (Gemischte Verben)
Они сочетают черты слабых и сильных глаголов: меняют корневую гласную, но получают окончание -t. Среди ваших примеров таких глаголов тоже нет, но, например, denken (думать) → gedacht.
3. Использование Partizip II
Причастие II используется в следующих случаях:
А. Образование времён Perfekt, Plusquamperfekt и Futur II
В сочетании с вспомогательными глаголами haben или sein причастие II образует сложные времена:
- Ich habe gemacht. (Я сделал.)
- Wir sind gereist. (Мы путешествовали.)
- Er hat erzählt. (Он рассказал.)
Для выбора вспомогательного глагола:
- sein используется с глаголами движения или изменения состояния (например, reisen → ist gereist).
- haben используется с большинством остальных глаголов (например, machen → hat gemacht).
Б. Страдательный залог (Passiv)
Причастие II используется для образования страдательного залога:
- Das Haus wird gebaut. (Дом строится.)
- Die Geschichte wurde erzählt. (История была рассказана.)
В. Как прилагательное
Причастие II может использоваться как прилагательное:
- Die gemachte Arbeit (сделанная работа)
- Die gepflückten Blumen (сорванные цветы)
4. Примеры предложений с вашими глаголами
- Ich habe die Hausaufgaben gemacht. (Я сделал домашнее задание.)
- Das Kind hat ein Modellauto gebastelt. (Ребёнок смастерил модель машины.)
- Wir sind durch Europa gereist. (Мы путешествовали по Европе.)
- Sie hat die Rechnung gezahlt. (Она оплатила счёт.)
- Er hat die Landschaft bewundert. (Он восхищался пейзажем.)
- Beethoven hat viele Sinfonien komponiert. (Бетховен сочинил много симфоний.)
- Ich habe so etwas noch nie erlebt. (Я такого ещё никогда не переживал.)
- Sie haben den ganzen Abend musiziert. (Они весь вечер музицировали.)
- Der Großvater hat uns eine Geschichte erzählt. (Дедушка рассказал нам историю.)
- Die Kinder haben Äpfel vom Baum gepflückt. (Дети сорвали яблоки с дерева.)
Итог
Каждое из приведённых вами слов — это форма Partizip II, которая тесно связана с инфинитивом глагола. Она используется в основном для образования сложных времён, пассивного залога и иногда в роли прилагательного. Следует помнить правила образования Partizip II для слабых, сильных и смешанных глаголов, а также особенности глаголов с приставками и суффиксом -ieren.